Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

История про Черногорскую таможню и Корейскую гитару Crafter (Часть 1)

Вы хотите узнать любопытные факты о Черногории и Черногорской таможне? Или хотите посмеяться над незадачливыми и юридически неграмотными путешественниками? Тогда вы попали по адресу.

Данной истории уже более 2-х лет. Она долго «валялась» у меня в столе, и я всё колебался, публиковать её или нет. И вот решился, хоть и пошел на некоторые сокращения и редактуру первоначального текста. История эта совершенно реальна. Возможно, она поможет кому-то «не вляпаться» в неприятности,  или просто немного позабавит в свободное время. Возможно она кого-то утомит излишними подробностями, а возможно поможет выбрать классную гитару… всё возможно, как говорится. :). Заранее простите, что она будет утомительно длинной!

Произошла эта история во время моей первой поездки в удивительную страну Черногорию. История эта в чём-то трагическая, в чём-то комическая, но в любом случае полезная и поучительная для путешественников, которые собираются в будущем посетить Черногорию или обосноваться там на постоянное жительство. Вы можете прочесть её как увлекательный юморной рассказик, а можете, как справочник по нюансам таможенного законодательства России и Черногории. По прошествии времени эта история кажется мне гораздо более смешной, чем поначалу. Итак, начинаем!

Начиналось всё весело и безобидно. Мой старый и близкий школьный друг в поисках лучшей жизни вместе с семьёй подался в Черногорию на жительство. И произошло это так быстро и неожиданно, что он не смог взять с собой свою любимую гитару, уж слишком много вещей нужно было перевести за раз.

Здесь надо добавить, что друг мой хорошо поёт и аккомпанирует на гитаре, и без музыки себя не мыслит. Мы и познакомились с ним когда-то именно на музыкальной почве, потому что других точек соприкосновения у нас практически не было. Друган мой хотя и не является профессиональным музыкантом, но музыка для него несколько больше, чем просто хобби. Бог дал ему голос, слух, харизму, талант и умение располагать к себе людей. Поэтому где бы он ни находился, окружающие его люди всегда по достоинству оценивали его музыкальные таланты., а он дарил им удовольствие насладиться «живым» исполнением песен. И поверьте, исполнением качественным, которому может позавидовать иная фанерная звИзда. Можно было бы назвать моего друга бардом, если бы он, ко всему прочему, сам писал песни. Но нет, песен он не пишет. Не всем же быть Моцартами и Пушкиными, кому-то надо писать и компьютерные программы.

Понятно, что для качественного исполнения песен требуется не только талант, но и соответствующий музыкальный инструмент. У него же была не очень дорогая, но вполне качественная гитара вестерн, с металлическими струнами, с хорошим звуком и с хорошим строем. И вот с этой гитарой ему пришлось по необходимости расстаться. Видимо на новом месте жительства мой друг заскучал по музыке и хорошему музыкальному инструменту. Старую гитару перед отъездом из Москвы он подарил друзьям, а новую хорошую в Черногории оказалось купить не так-то просто. При желании, разумеется, это можно было сделать, но хотелось чего-то такого, необычного… да и выбор в Москве больше. И попросил меня мой друг: «Купи мне в Москве гитарку да и приезжай с ней в гости в Черногорию на несколько дней»! Вот и повод встретиться!

Друг заранее выбрал инструмент через интернет, а я приехал в московский магазин, чтобы послушать и оценить его. Гитара, надо отметить, оказалась шикарной. Концертный вестерн ручной работы из южной Кореи марки Crafter, модель GLXE-4000/RS. Модель привожу для тех, кто «в теме», так как просто упоминание цены в 45 косых (на 2013 г.) мало о чём скажет, кроме восторженного «Ооо»!. Понятно, что уровень инструмента определяет далеко не только его стоимость. И понятно, что я не могу оценить инструмент «в полный рост», хотя и поигрываю немного сам. Тем не менее я был шокирван, так как на подобных инструментах никогда прежде не играл. Может эта гитара не самая-самая на свете, но инструмент более чем достойный, профессиональный, с отличным звуком и приятным, характерным тембром. На такой гитаре и профи не стыдно выступать (что они, собственно, и делают). Возможно инструмент оказался даже чрезмерно дорогим, но брался он не ради понтов, а ради звука и… ради исполнения детской мечты. Друг мой хотел осуществить свою мечту, взяв в руки не просто очередную гитару, а Инструмент с большой буквы. Даже я, не ахти какой специалист и игрок на гитаре, при покупке смог оценить её звучание и понять, что выбор сделан верно!

gitara-crafter-glxe-4000-rs

А вот, собственно, и сама виновница торжества: Crafter GLXE 4000 rs, правда здесь она без кофра.

И вот гитара куплена и ждёт своего часа в жёстком кофре, шедшем в комплекте. Вместе с гитарой в кофре лежат три комплекта отличных струн, пара медиаторов, кабель для звукоусилительной аппаратуры и чек из магазина (мало ли что). За несколько дней до вылета я справляюсь в авиакомпании «Московия» (теперь уже «отлетавшейся» — прим. ред.) относительно возможности перевозки гитары в салоне самолёта и получаю их подтверждение.

В аэропорту я регистрируюсь на рейс до аэропорта города Тиват, указываю, что со мной гитара в качестве ручной клади. После этого прохожу паспортный и таможенный досмотр, досмотр на авиабезопасность (это важно для будущего повествования!) и Всё замечательно — я уже в салоне самолёта, а гитара лежит на верхней багажной полке. При чём она в жёстком кофре туда отлично вместилась и никому при этом не мешает!

На дворе был самый конец марта. На земле всё еще полно снега. Днём солнышко иногда начинает пригревать, но по ночам морозно, а временами налетают снежные заряды. В общем погода в Москве стояла тоскливая. Каких-то 3 часа полёта, и ты находишься совсем в другом климате. В Москве еще минус 10, а Черногория встретила пасмурной, но тёплой погодой + 15 градусов, а так же зеленью и воздухом, наполненным ароматами первоцветов. Позже мне объяснили, что снега в прибрежных районах Монтенегро практически не бывает, но тогда это казалось чудом. Из зимы я попал в раннее лето.

В благостном настрении, слегка «потеряный» от перелёта и резкой перемены климата я потопал вместе с другими пассажирами на паспортный контроль. С собой у меня через плечо небольшая сумка с фотоаппаратом и документами, ну и гитара в кофре. Другого багажа у меня не было. Паспортный контроль в маленьком аэропорту Тивата мы прошли быстро, но из-за габаритов гитарного кофра я немного замешкался в толпе, поэтому оказался ближе к концу очереди. Наш рейс был единственным (не сезон) и мы были у местных таможенников как на ладони.

Передо мной на мгновение замаячили красный и зелёный таможенные коридоры. Я, как законопослушный иностранный гражданин, без всякой задней мысли (да и по привычке тоже), направился  через зелёный коридор, где через секунду был остановлен грозным вопросом, что я везу в кофре. Вот честно, у меня даже мысли не шевельнулось, что могут быть какие-то проблемы с гитарой. Я честно ответил, что везу гитару. «А можно взглянуть на вашу гитару?», на плохом русском спросил таможенник. Конечно, без проблем!

А далее я начал совершать ошибку за ошибкой, потому что оказался просто не подготовлен к подобному развитию событий. Я благоговейно открыл кофр и показал гитару, которая была любовно завёрнута в полиэтилен, а на её грифе болтался роскошный ярлык на верёвочке (фирмА!). О… какой инструмент, протянул таможенник. Наверное дорогой? «Да, это хороший инструмент!», не почувствовав подвоха ответил я. «А у вас есть документы и чеки на гитару?», хитро завернул таможенник. «Конечно!», сказал во мне законопослушный иностранный гражданин. Вот Вам, пожалуйста. Вот паспорт с номером гитары, а вот и чек из Российского магазина. Ну неужели Вы думаете, что я её украл?

«Нет, нет, не думаем», согласился таможенник на плохом русском, уцепившись как хищный зверь в чек с пятизначной суммой в рублях. Но ваш инструмент стоит дорого, а следовательно, Вы должны заплатить пошлину при въезде в Черногорию, и составляет она что-то около 22% (типа НДС + пошлина). «Ко всему прочему, Вы попёрлись через зелёный коридор имея на руках товар для декларирования», стал намекать таможенник. «А это, сами понимаете…», подытожил он.

На мои робкие попытки возмущения он потряс у меня под носом некой бумажкой, где на плохом русском, вернее на хорошем сербском (черногорском) было прописано что-то про 150 евро. На эту якобы сумму, можно провозить товар через границу, а всё, что свыше — облагается пошлиной, если это не вещи для личного пользования. «Но гитара, это вещь для личного пользования, да и вообще не вещь — это МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ!», парировал я. «А пользоваться этой вещью будете Вы?», ехидно спросил таможенник, «Прямо так в упаковке и с биркой?». Да, было явно видно, что везу я её не для себя (ну что же — ЛОХ 🙂 ). Мой лепет про подарок другу ситуацию почти не усугубил. И даже когда сам друг появился на пороге таможенного отделения (аэропорт там маленький и он услыхал разборки), лучше не стало. Стало даже хуже.

Таможенник бодро пересчитал рубли из чека в евро по курсу центробанка РФ (где взял, ума не приложу, но посчитал верно!), увидел, что в евро сумма зашкаливает за 1250 уёв и сочувственно предложил: «Ладно, так и быть. На зелёный коридор мы глаза закрываем. Башляйте 250 евро пошлины и забирайте свой инстрУмент к едрене-фене»! Ну да! Всего лишь! Какие-то 250 евро! Это как раз была сумма, которую я выцыганил себе из семейного бюджета на питание и карманные расходы на четыре дня пребывания в Монтенегро. Мы вместе с моим дружком переглянулись и… по русскому обычаю полезли в залупу создали себе еще больше проблем (по другому и не сказать)! Но наши старания, возмущения и угрозы успехом не венчались. Весь рейс уже свалил, лишь мы остались на растерзание местной таможни, которой нужно было отбивать свою зарплату, показывая свою НУЖНОСТЬ на службе Черногорской Родине.

crafter01

Видимо это акт изъятия гитары Crafter GLXE 4000, с указанием её стоимости

Далее мы писали разные заявления и на нас писали разные заявления. Таможенники махали бумажками, говорили на своём языке, из которого в силу таможенной специфики мы понимали лишь отдельные слова, но общий смысл утекал. В общем через 2 часа нас (чуть не повязав до этого) выпустили из аэропорта на свет божий. Но… без гитары. Вы даже не представляете чувства моего друга, который смог увидеть свою великолепную и вожделенную гитару только мельком, после чего её у него забрали местные штопанные таможенники. Денег на оплату пошлины и на выкуп гитары нам было явно жалко, да мы и не очень верили (как оказалось — правильно) в эти якобы местные таможенные правила. Нас не оставляло чувство, что нас разводят на деньги как детей. Но, как бы там ни было, с гитарой надо было что-то делать. Она стоила явно больше, чем пошлина, и дарить им этот прекрасный инструмент не хотелось, морда бы треснула от такого подарка. Да и не оценили бы её.

Хочу предостеречь от критики из-за нежелания платить таможенные сборы. Да, гитара дорогая, да сбор составляет всего каких-то 22%. Но понимаете ли, дорогой инструмент человек купил не от того, что может себе позволить его, а от того, что хотел хоть раз в жизни поиграть на Хорошем инструменте. И 250 евро тогда было для нас нехилой суммой, чтобы вот так просто взять и вытащить её из кармана. В итоге мы порешили так. Оставляем инструмент на хранение, а через 4 дня летим обратно и забираем гитару с собой. Если бы мы знали, что нам предстоит потом, то заплатили бы пошлину на месте, чтобы жадная таможня подавилась нафиг этими деньгами.

Четыре дня в Черногории пролетели как один. И все эти дни настроение наше было испорчено инцидентом в аэропорту. Не смотря на приятное общение и осмотр местных достопримечательностей, меня не покидало чувство досады. В отличие от друга, я еще в Москве успел опробовать инструмент, поиграть на нём. Мне было жаль, что нас лишили отличной возможности вспомнить молодость, посидеть с гитарой (с КАКОЙ гитарой!!!) на кухне как встарь, а может быть даже дать небольшой концерт для местной русской диаспоры. И такой облом!

В день отлёта домой (друг мой должен был вместе со мной тем же рейсом лететь обратно в Москву, где у него еще остались нерешенные по работе вопросы) мы, скрепя сердце, приехали в аэропорт выкупать гитару. Да, мы прогнулись! Заняли денег на пошлину и решили оставить эту красавицу в Черногории, передав её на хранение провожающему нас товарищу. Но не тут-то было! По каким-то одним таможенникам известным правилам, документам по арестованной гитаре был дан ход и их (документы) отправили в столицу Черногории, г. Подгорица. Поэтому нам сказали, что они не могут взять за наш красавец Crafter пошлину, а в силах только вернуть её взад, на рейс! Отсюда начинается самая трагикомичная часть нашей истории.

Для того, чтобы забрать инструмент, меня, как человека у которого гитару изъяли, долго мурыжили, после чего повезли на таможенный склад временного хранения (СВХ) заполнять бумаги. Склад был недалеко от аэропорта, но всё равно было ссыкотно опоздать на рейс. На складе мне издали показали кейс с гитарой, заполнили транспортную накладную, сняли с меня около 50 евро (ха-ха-ха три раза!!!) за хранение инструмента на таможне, затем заклеили кофр и… послали меня нафиг, сказав, что груз будет положен в самолёт! Пардон муа, граждане… Гитару эту нельзя в самолёт! Её можно только в салон! Она от холода в багажном отсеке испортится!!! Ах да! Хранение и всё такое обошлось нам всего в 22 евро. А знаете, куда эти доблестные ребята потратили остальное? Они (мхатовская пауза) оплатили транспортировку гитары на рейсе, которым я летел. Моего багажа, законного и бесплатного до 20 кг, на моём рейсе!!! Дайте мне мою гитару и я повезу её бесплатно! Ан нет, не дадим. Отправим несопровождаемым багажом за Ваш счёт, друже!

crafter02

А это — счёт за навязанные нам услуги по обслуживанию нашего груза на таможенном терминале Тивата. Типа хранение груза.

Правда меня успокоили, объяснив на ломанном «албанском», что гитару в самолёте положат в специальный тёплый отсек, и что таковы правила, что нерастаможенный груз на руки мне никто не отдаст. Потрясённый и удручённый я вернулся с копией транспортной накладной и с дулей вместо гитары обратно в аэропорт. Мы быстро прошли регистрацию, так как не имели багажа и сели на свой рейс. Вы думаете, что это хеппи енд? А вот нифига!

Продолжение следует.

История про Черногорскую таможню и корейскую гитару Crafter (Часть 2)

Есть что добавить? - Поделись мнением с народом!
Пожалуйста будь вежлив, не ругайся и не переходи на личности.

 

 

 

Новенькое на сайте:

Реклама