Мы конечно побродили по окрестностям, сравнили условия, которые предлагали нам другие хозяева. Цены на проживание были приблизительно одинаковыми, бытовые условия кое-где были получше, где-то похуже. Но мы решили коней на переправе не менять, так как уже привыкли к своему новому временному месту обитания. Мы заплатили хозяевам деньги за весь срок пребывания (около 18 дней) и не прогадали. Несмотря на очень простые, местами аскетичные условия, всё было комфортно. Главное, что на нашу свободу никто не покушался. Мы ходили где хотели, когда хотели и сколько хотели (исключая хозяйские комнаты). Хозяева были деликатными, спокойно относились к детским шалостям, промахам постояльцев. В редких случаях они делали замечания, но делали их настолько ненавязчиво, дипломатично и по делу, что никаких обид с нашей стороны не было.

Экзотические Абхазские фрукты. Уже не помню, как они называются, но по факту - это маленькие дыньки. Вкус у них достаточно обычный, но вид бесподобный. На верхнем фото монетка дана для масштаба.
Лето выдалось очень жаркое. Временами температура была под 40 градусов: как в сауне — очень влажно и жарко, душно. Духота держалась около недели и не проходила даже вечером. За всё время дождь был пару раз и не более половины дня. Всё бы нечего, но окна нашей комнаты выходили на восток и по утрам, часов с 8 в комнате наступала настоящая парилка, из-за чего приходилось рановато просыпаться и переползать в тень летней кухни. Супруге из-за жары было вдвойне тяжело из-за её «интересного» положения, хорошо хоть, что не было резких перепадов температуры и организм, адаптировавшись к жаре не перестраивался на прохладу.
Некоторая отдалённость от моря была не в тягость, особенно по вечерам, когда спадал зной. Был дополнительный повод прогуляться пешком. Тем не менее, скоро мы совсем обленились и стали ездить на пляж на машине. Всего 3 минуты и ты на пляже! Кто-то скажет, что на машине на море ездить не кайфово. Но раз мы на отдыхе и ходить нам на море пешком лень, то почему бы не поехать на авто? Машина хоть и не доезжала до самой воды, но была на виду, за неё мы не переживали, да и всякие матрасы, круги, сумки, зонты и фотоаппараты не оттягивали наши руки.
Вместе с нами отдыхали две семьи нашего возраста с детьми: одна семья была из Воронежа, а другая из Волгограда. Они приехали своими ходом, поэтому мы иногда подбрасывали их до магазина или на пляж, брали на экскурсии. Люди оказались очень хорошие, воспитанные, интересные. В общем мы сдружились, хорошо провели вместе время, общаясь по вечерам, гуляя или сидя в местных кафешках. Между прочим, мы дружим до сих пор, встречаемся, ездим друг к другу в гости. С ребятами из Воронежа в 2010 году мы снова ездили в Абхазию, теперь уже на двух машинах, и опять встречались с волгоградцами. Впрочем, это уже другая история.
Абхазия произвела на нас неизгладимое впечатление. Мы, неизбалованные путешествиями и поездками на пляжный отдых за границу, были просто в восторге от тех красот, которые там увидали. Если я неплохо знаком с горами, прожив 13 лет в Алма-Ате, то моя супруга была в полном восторге от горной природы в окрестностях озера Рица, да и в целом от субтропической природы Абхазии. Мы побывали в Пицунде, ездили в Новый Афон, были в Новоафонских пещерах, в Новоафонском храме, ездили на экскурсию в Сухум, были в Сухумском ботаническом саду, в обезьяньем питомнике, поднимались на гору Мамзышка (Мамзышха), которая нависает над Гагрой. Разумеется были в Гагре. Да где мы только не были. С автомобилем посетить все эти места было очень нетрудно и совсем не дорого, в отличие от тех денег, которые заламывали за экскурсии местные дельцы турбизнеса.
Некоторые негативные эмоции вызвал у нас лишь Сухум. Вернее даже не сам Сухум, а скорее тот контраст, который отличал вполне самодовольную и комфортную Гагру от города, в котором явственно ощущались отголоски войны. Разрушенные заправки вдоль дорог, частные дома, от которых остались только стены и которые никто даже не собирался восстанавливать, глазницы выбитых окон со следами пожаров в сухумских многоэтажках, могилы павших солдат и т.д. Всё это оставляло неприятное, гнетущее впечатление и не вязалось с буйством зелени, тёплым морем и ярким солнцем.
Возвращаясь вечером из Сухума после нашей экскурсии, где то на перевале, километров за 10 до Нового Афона у нас сломалась машина. Пятёрка просто тихо и мирно заглохла прямо на ходу. Мы остановились на обочине и я озадаченно полез под капот, понимая, что причину неисправности найти видимо не смогу. Не прошло и 5 минут, как рядом с нами остановились два местных джигита на потрёпанном ГАЗ-69. Я их до этого где-то видел мельком на дороге, они видимо возили туристов на Рицу и Гегские водопады и в другие места, а сейчас возвращались со стороны Сухума. Вечерело, вокруг горы и ни души. Машин очень мало. Нам стало страшновато. Но ребята оказались нормальными. Залезли под капот, моментом определили, что у ВАЗа пропало зажигание. Найти причину неисправности они не смогли, но предложили дотащить нас на буксире до ближайшего сервиса. Я попросил пересадить пассажиров в газон, мы зацепили Жигули тросом и поехали. Впереди как раз был опасный участок с серпантином, при чём под горку. А на жигулях уже тогда ставили тормоза с вакуумным усилителем. Мне пришлось изо всех сил упираться в баранку и давить на тормоз, чтобы не тюкнуть наших спасителей сзади в бампер, пока нас тянули вниз с горы. Про технику безопасности вообще можно было молчать — едем, и то хорошо!
Дотащив нас до ближайшего сервиса они не взяв с нас ни копейки пожелали счастливого отдыха и укатили. Правда предложив (если что) переночевать у них, быть гостями у них в доме в Гудауте. Нам такая перспектива не улыбалась, так как муж нашей Воронежской попутчицы, поехавшей с нами и старшей дочерью на экскурсию при отсутствии какой-либо связи просто сошел бы с ума. Хозяин автосервиса пробурчал что-то, и не разобравшись с причиной неисправности нашего авто, самоустранился. Вечерело, мы как дебилы стояли у сервиса (в воскресный вечер), хозяин сервиса намекал, что он закрывается и надо бы нам отвалить в сторонку. Уже рассматривался вариант возвращения домой на маршрутке. Тут вновь проявилось гостеприимство абхазцев. К нам подъехал мужчина в возрасте на видавшей виды раздолбанной копейке. «Садись!», — сказал он мне. «Поедем за мастером!». Я оставил женщин загорать у машины, а сам уселся в копейку. Мужик поехал по боковой улочке в горы. В горах. километрах в 7 от автосервиса располагалось неизвестное село. Там, судя по объяснению водителя, жил мастер, местный «Левша», который не только мерсы и БМВ (любимые местные понтовые машины) современные оживлял, но и ракетно-зенитные комплексы во время абхазской войны ремонтировал. На отшибе села мы увидели дом. Водитель зашел туда и вышел из дома с бородатым мужчиной (грузином по национальности!!!) очень сельского вида в потёртом и затасканном костюме. Быстро объяснив, в чём дело, водила попросил у мужика помощи, сказал, что женщины и дети ждут у сервиса, на дороге. Мужик согласился помочь, сказал только, что вернётся в дом за инструментом. Через 5 минут мы уже катили обратно вниз. Я обратил внимание на то, что у мастера были скрюченные от артрита руки и пальцы. По нему было видно, что жизнь он прожил непростую. С виду типичный крестьянин с гор, не очень хорошо говорящий по русски. Хотя деваться мне было некуда и рад я был любой помощи, на мастера я смотрел со скептицизмом.
Мы вернулись к машине. Женщины изрядно волновались. Мастер сразу подошел к капоту, потрогал провода, посмотрел свечи. А потом (это был разительный контраст с его внешним видом) ловким движением достал из кармана… электронный мультиметр. Проведя ряд замеров, проверив провода, напряжение на аккумуляторе, трамблёр, релюшки, он повернулся ко мне и сказал. У этой машины электронное зажигание, поэтому или накрылся датчик Холла, или электронный коммутатор. Сначала надо проверить коммутатор. Вот только где взять его в 9 вечера в воскресенье между Сухумом и Новым Афоном. Сервис к тому времени почти закрылся, хозяин его лишь подтвердил, что коммутатора у него нет, после чего совершенно потерял к нам интерес. Вдруг мужик на копейке сорвался с места и умчался. Вернулся через 10 минут довольный с бэушным коммутатором, который одолжил у знакомого. Подключили привезённый коммутатор и (о чудо!) наша ласточка завелась с полпинка. Когда я спросил, сколько мы должны за ремонт, мастер скромно сказал, что должен отдать 350 рублей за коммутатор, а за работу ничего не надо, он просто помог. В итоге мы отдали ему 500 рублей за всё и еще 100 рублей мужику на копейке (он еще и брать не хотел), хотя это были какие-то смешные деньги для такой ситуации. Эта история была показательным примером радушности местных жителей, желания помочь гостям республики в трудную минуту. Вернулись домой мы своим ходом, хоть и поздно, зато без дополнительных приключений.
В эту же поездку случилась еще одна забавная история. Забавной она выглядит по прошествии времени, а в том момент она таковой не казалась. В августе 2007 года по какой-то причине на заправках в Абхазии пропал весь бензин. Просто пропал и всё тут. В России мы всегда заправлялись «девяносто вторым», а в Абхазии продавался только 95-й (какой он был реально — не знаю, везли его вроде из Турции). Машина на нём вроде ездила нормально, но качество топлива всё равно вызывало у меня опасения. А когда бензин исчез, то выбирать не пришлось. Хоть какого-нибудь бы найти. Так получилось, что к моменту пропажи горючки в баке у меня топлива было мало, литров 5-6, не более. Я боялся, что даже до границы 50-60 км могу не дотянуть. По ровной дороге я может быть еще и доехал бы, но по горам — точно не хватит. Вспомнились советские времена тотального дефицита, когда стояли в очередях за всем, чем можно было. Точно так же стояли на заправке в длинющей очереди, с канистрами в руках. Стояли и абхазы, и застанные в расплох отдыхающие.
Бензина не было дня 3-4. Начался бензиновый ажиотаж. На море ходили пешком. Полезно, но по жаре — напряжно! Местные ушлые ребятишки предлагали бензин по 100 рублей за литр. Мы вежливо отказывались. Наконец бензин появился, аккурат к нашему отъезду. Но его было очень мало. На заправках образовались очереди. Люди караулили топливо часами. Мы урвали двадцатилитровую канистру на двоих вместе с еще одним отдыхающим из Москвы. Ну хоть до границы теперь доберёмся! И плевать, что бензин по 25 рублей — уехать бы :). Сейчас, в 2013 году читаю эти строки и улыбаюсь. Бензин по 25 казался очень дорог. Сейчас мы платим по 30 и ничего…
Домой собирались с сожалением, так нам всё понравилось: и погода, и хозяева, и море, и куча новых впечатлений. Машина была загружена под завязку всякой местной всячиной, начиная от аджики и чачи, и заканчивая толстыми стволами резанного бамбука, «адамовыми» яблоками и ветками ароматного лаврового листа.
Выехали часов в 8 утра. На границе были в 9. Стояли часов до трёх в длинющей очереди на выезд, пропуская местные машины и всяких блатных. В Адлер выехали около 16.00 и сразу двинулись в сторону Джубги, продираясь через местные пробки. Ехали всю ночь и часам к 4-5 утра миновали Джубгу. Останавливались в дороге пару раз, чтобы сходить в туалет и перекусить. Ночью ехать было не так жарко, поэтому изо всех сих старались проехать за ночь как можно больше . Немного покимарили на подъезде к Краснодару, останавливались покушать в Аксае, что подле Ростова-На-Дону. Правил не нарушали, да и днём ехали, поэтому с ГИБДД проблем не было ни по трассе ни на постах. Около 19.00 въехали в Воронеж и остановились на ночлег у наших новых друзей, с которыми познакомились и здорово сдружились в Абхазии, и которые отправились домой поездом буквально за два дня до нашего отбытия с моря.

А это очередь на Абхазско-российском КПП в обратную сторону. Опять 6 часов ушло на пересечение границы.
В Воронеже мы переночевали и здорово отдохнули от долгой дороги, погуляли немного по этому красивому городу. Там же выяснилось, что с машиной нашей не всё в порядке. Разболталась тяга, ведущая к дросселю от педали газа. Разболталась не сильно, но регулировать скорость движения стало сложнее. Машина медленно разгонялась, так как при нажатии на педаль газа дроссель открывался не полностью и с задержкой. Всему виной была сломанная пластмассовая деталька, удерживающая под капотом металлическую тягу. Но вовремя я с неисправностью не разобрался. Оставалось всего 500 км до дома, поэтому махнув рукой (авось как-нибудь доедем!) мы тронулись в путь.
А тяга выгибалась всё больше и больше, а неисправность давала знать о себе всё сильнее и сильнее. Наконец я не выдержал и остановился. Причину неисправности я всё-таки нашел, но по придорожным магазинам нужной детальки обнаружить не удалось. По приезду в Москву я купил эту пластиковую штучку за…2 рубля! Но на трассе взять её было негде. Кое-как прикрепив тягу на проволочку мы поехали дальше. Педаль газа прожималась не достаточно, максимум на 30-40%, поэтому машина разгонялась настолько медленно, что после очередного торможения я впадал в бешенство. И правда: едешь по трассе, а какой-нибудь ухарь тебя подрежет. Ты даёшь по тормозам, а потом понимаешь, что для разгона хотя бы до 80-90 км, нужно снова вдавливать ногу в пол под неестественным углом и ждать минуты 3-4! В общем 500 км мы прошли за 10 часов. Правда два раза постояли в пробке: в Ельце и на трассе под Тулой из-за ремонтных работ.
Наконец мы Вернулись в домой в Москву! За поездку суммарно преодолев около 3600 км при среднем расходе бензина около 7 литров на сотню (слава пятой передаче и спокойному вождению!), что для загруженной по самые помидоры Пятёрки — очень хороший результат. Приключения от этой поездки запомнились нам на всю жизнь. Мы получили как само море, так и море удовольствия, массу впечатлений, кучу положительных эмоций и немного адреналина. Нас пленила прекрасная Абхазия, казавшаяся райским уголком! Где отдыхать в следующий раз? Такой вопрос перед нами на тот момент более не стоял! (Продолжение следует)
P.S. У меня осталось много фотографий от этой поездки. Некоторые из них очень презабавные или познавательные. Но я просто физически не могу все их выложить на Ваше обозрение. Так что извините.
Самые популярные и наиболее комментируемые статьи