Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Автоматическая (АКПП) или ручная (МКПП) трансмиссия - что лучше?

Поймал себя на мысли, что мне нравится писать об автомобилях. Всё-таки тянет мужчин к технике. А кроме того, автомобиль ассоциируется со свободой — куда хочу, туда и качу! Хотя на самом деле задним умом понимаешь, что свобода эта мнимая, что мы зависим от автомобиля не меньше, чем он от нас. Ладно, лирику в сторону! Сегодня я хочу поделиться с вами  своими мыслями относительно того, какую коробку передач предпочесть при покупке автомобиля.

АКПП и МКПППеред неизбалованным родным  автопромом советским человеком вопроса выбора типа трансмиссии никогда не стояло. Отдельные экземпляры советских автомобилей, снабжённых АКПП (например ГАЗ-М-21Е «Волга») были не просто редкостью, это была недостижимая роскошь, которую мало кто в глаза видел. Да куда там коробка, недоступной была сама возможность приобретения автомобиля. Поэтому редкие счастливые обладатели собственных четвероногих коней испокон века ездили, радостно дёргая ручку коробки передач, даже не подозревая, что автомобиль можно водить как-то по другому.

Рукоятка МКПП

Примерно такими запомнили многие из Вас рукоятки МКПП со схемой переключения передач

Но времена изменились, да и прогресс не стоит на месте. У механической коробки появились альтернативы. Автоматические трансмиссии давно перестали быть экзотикой, и даже появилось новое поколение водителей, никогда не переключавших передачи вручную. Правда водители с солидным стажем, намотавшие не один десяток тысяч километров за рулём с пренебрежением смотрят на таких «автоматчиков», да и на автоматические трансмиссии тоже, считая их не более чем баловством. Но так ли уж плохи автоматические трансмиссии?

Когда на семейном совете решался вопрос приобретения автомобиля, то кроме обсуждения марки, цвета и стоимости будущей машины немаловажным моментом был выбор типа коробки передач. Вопрос этот не праздный, ведь решение принимается раз и навсегда, вернее до тех пор, пока не придётся менять автомобиль на другой. Я ратовал за «механику», а супруга хотела «автомат». У каждого из нас были свои причины и соображения на этот счёт, при чём у обоих был опыт вождения автомобилей только с механикой. Решение принимали долго, тщательно взвешивая все «за» и «против» и пришли к выводу, что оптимальным будет … (что мы выбрали, Вы узнаете чуть позже).

На сегодняшний момент мне известно четыре основных типа трансмиссий, применяемых в современном автомобилестроении. Это классическая механическая коробка передач (МКПП), автоматическая коробка передач (АКПП), роботизированная коробка передач и бесступенчатая коробка передач — вариатор. Из них самой популярной и распространённой по праву считается механическая коробка. Опыта эксплуатации вариатора и роботизированной КПП у меня нет, а вот МКПП и классическую автоматическую трансмиссию с гидротрансформатором обсудить стоит.

Как работает МКПП

Принцип работы механической трансмиссии

Достоинства современной МКПП неоспоримы: здесь и высокий КПД, результатом чего является низкий расход топлива, и повышенная надёжность и относительная простота конструкции и невысокая цена. Кроме того МКПП даёт водителю автомобиля определённую свободу действий, позволяя в зависимости от ситуации эксплуатировать автомобиль в нестандартных режимах. С помощью МКПП можно завести машину «с толкача», вывезти или вытолкать её из непролазной грязи, мокрого песка, снега, предварительно в волю побуксовав. Да мало ли что еще можно придумать с механической коробкой?

Но и у автоматических трансмиссий есть свои плюсы, главный из которых — комфорт! Матёрые водилы здесь могут усмехнуться: «На механике мол спокойнее и комфортнее во сто крат, а то  что ручку дёргать надо, так чай не баре, можно и пошевелить мускулами. А на автоматах только ленивые да блондинки рассекают». Однако те, кто ежедневно стоит в Московских пробках с такими утверждениями не согласятся. С автоматом в пробках устаёшь гораздо меньше — это факт. Тут уже не о комфорте речь идёт, а о необходимости. К сожалению АКПП несколько проигрывают ручным коробкам по экономичности и не позволяют эксплуатировать автомобиль в некоторых специфических режимах.

Читать далее: Страницы --->> 1 2 3 4 5

17 комментариев
Автоматическая (АКПП) или ручная (МКПП) трансмиссия — что лучше?

  • Автомат

    Есть один нюанс о котором автор не упомянул. Речь идёт о трогании. НЕ разгоне до 100,где якобы автомат тупит, а именно о трогании. Именно то что автомат «тупит» в самом востребованном в пробках режиме, и есть то негативное обстоятельство которое напрягает профессиональных водителей. Проблема кроется именно в конструкции автоматов. Всё дело в том что гидротрансформатором управляет электроника, и там есть некоторая пауза между моментом нажатия на педаль и ускорением автомобиля. В штатном режиме (не кик) поле нажатия на педаль, начала раскручивается двигатель(запасая потенциальную энергию в трансмиссионной жидкости), а лишь затем начинается воздействие на трансмиссию(и высокие обороты двигателя + запасённая энергия жидкости преобразуются в больший крутящий момент) . В Московских пробках это выглядит следующим образом — вы едите и стараетесь держать минимальную дистанцию от впереди идущего авто(скорость от 0км/час до 10км/час)дабы не провоцировать водителей на ненужные перестроения перед вами. И вот тут это проделать гораздо сложнее чем на МКПП. Тут или густо или пусто… Или автомобиль начинает борзо скакать(КИК с последующим резким торможением) или услужливо пропускать всех подряд — вы нажали на педаль плавно и ждёте что она поедет, ан нет пора давить на тормоз ведь в получившуюся пред вами «дыру» уже лезет другой водитель из соседнего ряда посчитав , что вы тупила. Ехать в пробке на АКПП с минимальной дистанцией гораздо сложнее(ведь если б вы действительно всех пропускали, а тут получается что «тупость» коробки заставляет вас быть в напряжении и быть готовым к неожиданным для вас изменениям в ситуации) . На вариаторах и более современных АКПП этот эффект, как могут снижают, но всё же он есть

  • Спасибо за отличный отзыв. Я не то, чтобы не согласен, есть такая проблема. Но проблема — это громко сказано. Не проблема — особенность. Езда на автомате отличается от езды на ручной тыкалке. Есть ситуации, где хороша АКПП, а есть, где МКПП выигрывает. Я имею реальный опыт езды только на АКПП одного типа, простом 4-х ступенчатом автомате KIA Ceed. И у меня нет затруднений при движении в пробках, не смотря на то, что автомат чуть менее отзывчив на нажатие педали газа. Просто на автомате стоит чуть поменять манеру вождения. Умение держать дистанцию до впереди идущего автомобиля — это вообще большое искусство. Вот едешь за кем нибудь в колонне по однополосной дороге, а этот впереди идущий постоянно прижимается к машине перед собой и постоянно жмёт на тормоз. Ты едешь спокойно и равномерно, время от времени приотпускаешь газ, тормозя двигателем, и удивляешься — зачем он постоянно мигает стопами??? Сначала разгоняется, а потом тормозит!!! По началу я думал, что это такие торопыги, люди с темпераментом. А ведь они просто не научились держать дистанцию, не научились предугадывать действие впереди едущего водителя. К чему я это говорю? А в пробке то же самое. На автомате достаточно (предугадывая действие переднего водителя) трогаться чуть раньше него, а тормозить чуть плавнее, стараясь (по возможности) не допускать полной остановки машины. Хорошо бы научиться смотреть не только перед собой, а на 2-3 машины вперед, наблюдая момент включения или выключения стопов других машин. Не знаю как у других авто, но на Ceed-е я прекрасно чувствую педаль газа. Мотор Сида на пониженных передачах очень отзывчив как на на легчайшее нажатие, так и на сильный кик даун. Завершая свой комментарий, процитирую слова оппонента: «Ехать в пробке на АКПП с минимальной дистанцией гораздо сложнее». Нет, не сложнее, просто чуть по другому, чем на ручной коробке. Нужно просто приноровиться, после чего Вы просто перестанете замечать эту разницу. А вот когда стоит задача не пустить в ряд ну очень бОрзого, который «самый умный» и лезет с обочины или поворачивает с неправильной полосы, пытаясь вклиниться между вами, подрезать, влезть без очереди, то на автомате это действительно требует некоторых усилий и внимательности со стороны водителя. Но в этом случае иногда лучше воспользоваться правилом трёх «Д» — Дай Дураку Дорогу, чем напрягать себя и свою машину. Новички — не бойтесь. Современный автомат (не робот!) совсем не плох, особенно для спокойной и размеренной езды. Для новичков пользы от него больше, чем вреда. Это вам говорит человек, десять лет отъездивший клацая «ручкой».

  • Алишер

    Молодец автор. Из всех прочитанных статей про сравнение коробок передач эта статья отражает реальность. Просто и ясно, без никаких предрассудков.

  • Спасибо за высокую оценку. Очень приятно.

  • AutoFanat

    Мне лично нравится езда на автомат.коробке,особенно в городских пробках.На бездорожье лучше соваться на механике,чего действительно акпп не любит так это сельскую местность,особенно в распутицу (а ремонт возможен только в автосалоне,в поле и в гараже ничего ни сделаешь).

    Хочется,также сказать про расход топлива на АКПП.Цифра 1-2 литра это для идеальных дорог и при очень плавных,небыстрых разгонах.В случае разгона с максимальным ускорением,езде в крутую горку и вне асфальтированных дорог мгновенный расход топлива может увеличиться аж до 50-70%,по сравнению с аналагичной машиной,но с механикой. Это легко отследить по бортовым компьютерам. И износ самого «автомата» увеличивается на порядок.

  • Гость

    АКПП, лифт на 5 этаж, кресло перед телевизором и самая длинная прогулка до холодильника = ожирение, кардиопроблемы и т.п.

    МКПП, пешком по лестнице, нафиг зомбоящик из дома, прогулки и живое общение = полноценная жизнь.

    Надо двигаться, а то стыдно смотреть на мужиков — на 3 этаж пешком и отдышка, шнурки завязать — пузо мешает.

    Довод — усталый после работы. Это гдеж Вы устали? На опе в офисе? Или у мартена рекордную плавку давали?
    Не превращайтесь в животы на ножках, Вас бабы бросят.

  • Если бы всё было так просто, как Вы описали. Вам кажется, что АКПП придумали для ленивых? Позволю с Вами не согласиться. Конечно, комфорт при управлении автомобилем — штука очень приятная. Но кроме комфорта есть такая вещь, как безопасность. Именно безопасность я ставлю на первое место, рассказывая о эксплуатации автомобиля с АКПП. Вы взаправду считаете, что находясь в пробке и дёргая каждые 5-10 секунд переключатель передач на МКПП, человек может сбросить лишние килограммы, насладиться живым общением и зажить «полноценной» жизнью? Неужели владельцы автоматических коробок всего этого лишены? Всё, что может дать в вечных московских пробках ручная коробка, это возможность накачать мышцы на правой руке и получить невроз. Я могу ездить на машинах с любым типом трансмиссий, благо стаж вождения с ручкой — около 10 лет. Прекрасно понимаю, что у МКПП есть ряд преимуществ (надёжность и неприхотливость, повышенный ресурс, доп. возможности для автомобиля, особенно на бездорожье). Но продолжаю утверждать, что машина с АКПП безопаснее на дороге, особенно для водителей с маленьким стажем. При чём дело не только в первоначальной трудности освоения МКПП, а и в том, что «автомат» не даёт совершить ряд ошибок, которые могут привести на дороге к печальным последствиям. Да и внимание начинающего водителя сосредотачивается на дорожном движении, а не на борьбе с собственным автомобилем. А вот по поводу животов на ножках — полностью с Вами согласен. Надо больше двигаться, ходить пешком, а не ездить на авто (с любой трансмиссией), меньше жрать, бухать и курить, чтобы нас «бабы не бросили». Правда эти подробности уже не относятся к теме статьи.

  • Александр

    У меня ваз 2112, у подруги гольф вольцвген с автоматом! она ездит и радуется на своей машине, а я на своей. Мне по кайфу ручкой клацать, по кайфу настолько , что видя мое удовольствие, она тоже хочет механику…. плюсы минусы и это все понятно, ибо у всего есть они! тут уже вопрос не что лучше или хуже , а как использоваться будет автомобиль. до работы и домой по городу или постоянные выезды в лес, на озера. От того и выбор коробки будет, и я выбираю механику )))) не только исходя из того , что я часто выезжаю из города, но и исходя из того , что по кайфу.

  • Александр, и это тоже вариант! Вполне допускаю, что «ручка» может доставлять удовольствие. Особенно когда ты не начинающий водитель, а уверенно чувствующий себя за рулём. Да, есть какой-то в этом шик. Я вспоминаю себя, когда более менее освоился за рулём и, переключая передачи, ощущал такой же кайф, ощущение свободы — качу куда хочу. И при покупке семейной машины тоже колебался, между привычной ручкой и неизвестным и загадочным «автоматом». В итоге выбрал автомат, в основном из-за супруги. И не пожалел. Да, точно, когда выезжаешь в лес за грибами или едешь на дачу по распутице, приходится ОЧЕНЬ КОНКРЕТНО обдумывать преодоление на АКПП очередной лужи или ямы. В 2013 году я впервые (!!!) сел на автомате ТАК, что выехать самостоятельно не смог. Ни буксованием, ни раскачкой. Пришлось толкать машину, подкладывать ветки и т.д. И здесь преимущество ручки неоспоримо. Но, по большому счёту, для бездорожья нужны другие машины. А для ежедневного вождения по городу «автомат» подходит лучше. И дело не только в пробках. При наличии АКПП за рулём реально меньше устаёшь. И странно, но меняется стиль вождения. Уже не хочется рвать с места на светофоре. Уже пофиг, что тебя кто-то где-то «сделает» или обгонит. Я теперь испытываю такой же кайф как и Вы, от плавного трогания, ровного и плавного разгона, отсутствия рывков и завывания двигателя на низких оборотах, отсутствия пробуксовки на льду. Но ни в коем случае не спорю с Вами. Как поёт в песне Сергей Чиграков (ЧиЖ): «…Каждый ловит — свой собственный кайф» !

  • Иван

    Спасибо за статью, сейчас как раз стоим перед выбором в семью первого авто и думаем что выбрать: ладу гранту с автоматом или без. Опыта у нас ни какого, даже на права сын только начал учиться. Разница в цене 50 тыс. руб. Ваша статья дополнительная информация к размышлению. Если к прмеру таксовать на машине в небольшом городе где нет пробок, что практичнее?

  • Я бы не задумываясь сказал — однозначно автомат! Я люблю АКПП, получаю огромное удовольствие от вождения машины с автоматической трансмиссией. Но… Во-первых, некоторое недоверие вызывает именно российский автомобиль с автоматом. Кем бы там ни была Гранта, кто бы из иномарок ни был у неё в родителях, реальной статистики по надёжности этой автоматической коробки, работающей в связке с мотором Гранты до сих пор нет. Есть лишь некоторое количество благосклонных отзывов, сложившихся за достаточно короткое время эксплуатации Гранты с автоматической трансмиссией. Простите меня, но по отношению к Российскому автопрому у меня есть некоторое недоверие. Возможно это просто субъективный взгляд, не подкреплённый фактами. Наверное именно Гранту с автоматом я бы взять не рискнул. Пока бы не рискнул. Время покажет, как будет вести себя АКПП у Лады Гранты. Но пока для небольшого города без пробок, практичнее в эксплуатации наверное МКПП. Второй довод за МКПП в вашем случае — более рациональный. Если Вы планируете использовать автомобиль в качестве такси, то это подразумевает большой пробег машины за короткое время. Опять таки, АКПП потребует более частого обслуживания, тогда как МКПП обслуживания практически не требует. Ну и третий довод «против» — раз машина первая, то возможно стоит сначала научиться управлять «честным» автомобилем с «честной» механикой. Просто так, для жизненного опыта. Ведь в будущем это может пригодиться. А уж после освоения этого автомобиля, получения хороших навыков вождения можно будет задуматься и об «автомате». Кстати, если дороги в Вашем городе не очень приличные, или приходится ездить по распутице в сельской местности, по раскисшим лесным и полевым дорогам на дачу, то это будет и четвёртый довод против АКПП ИМЕННО ДЛЯ Лады Гранта! В общем я поделился своими мыслями, а решение в любом случае остаётся за Вами.

  • Георгий

    Спасибо автору за статью! Очень всё по делу и с любовью!

    Хотелось бы услышать Ваш комментарий применимо к нашей с супругой ситуации с выбором авто (первого, кстати):

    Ездить предполагается преимущественно по Москве, однако мы очень любим выезжать на природу, и планируем не реже 6-10 раз в году ездить с палатками в места, подразумевающие проезд по раздолбанным сельским дорогам. Следовательно — внедорожник. Скорее всего, новый рено-дастер или подержанный кашкай / джимми / что-то ещё. Помимо выездов в сельскую местность, будем раз в год ездить на расстояние до 1000 км. Всё без фанатизма, но нагрузки на авто таки будут чуть выше, чем при простой «городско-дачной» эксплуатации.

    Вопрос вот в чём: оправдано ли наше тяготение к АКПП? Мотивируется оно тем, что туризм-туризмом, а 95% времени всё равно в московских пробках простоим :). И да, мы тоже прекрасно понимаем, что в идеале надо для города один автомобиль иметь, а для туризма — совсем другой (рамный, с механикой и т.п.), но финансы пока не позволяют. Заранее благодарю за ответ!

  • Во-первых, хочу извиниться за задержку с ответом. Во-вторых, хочу заметить, что не являюсь экспертом в автомобильной тематике и излагаю лишь своё собственное мнение, поэтому не утверждаю, что моё мнение будет для вас самым оптимальным. Однако выскажу его, если это сможет помочь Вам принять решение.
    Итак. На мой взгляд, выезд с палаткой на природу — это не обязательно поездки в дикую местность типа тундры, тайги или высоких заснеженных гор. Часто выезд на природу вполне ассоциируется с берегом реки или озера в наших подмосковных лесах. Может это будет поход за грибами или рыбалка, или даже путешествие по России с осмотром достопримечательностей. Вы же не будете 6-10 раз в году покорять Эверест или пробираться тайными тропами к дикому озеру в далёкой Якутии? А если и будете, то явно не на автомобиле?
    На автомобиле с автоматом (KIA CEED универсал) я ездил может быть не так экстремально, но приходилось кататься и по лесам и по горам и по просёлкам и по снегу (почти по целине). И в целом, хочу сказать, что АКПП достойно справлялась со всеми дорожными ситуациями. На автомобиле с АКПП я поднимался на озеро Рица в Абхазии, и даже выше него, по страшно раздолбанной и размытой дороге к минеральному источнику Ауадхара. Вернее так, до источника я не доехал несколько километров, пожалев днище своей просевшей из-за 5 пассажиров машины, но на такой же машине с механикой и тоже просевшей от 5-ти пассажиров мой друг туда забрался. И проехать туда я вполне бы смог, АКПП тут совсем не помеха, просто было жаль автомобиль, так как он низкий и длинный. Мы ездили на АКПП по лесным просёлкам за грибами, и по грязи ползали на брюхе — ничего, проехали. И по снегу на АКПП машина будь здоров перла (на зимней резине с широким и глубоким, ухватистым рисунком протектора!!!), когда ездили в Тверскую область на горнолыжную базу. И по льду машинка шла неплохо, почти не буксуя. За 5 лет эксплуатации я с АКПП встрял один единственный раз: весной на подъездной дороге к своему дачному участку. Да и то, дорогу размыло до такого состояния, что сел я не колёсами а брюхом, на середину колеи. И даже в этом случае я смог бы выехать самостоятельно, если бы не только что установленная на лето, скользкая летняя радиальная резина Мишлен, хорошая на асфальте и совершенно бесполезная в грязи и на мокрой траве. Да, наверное была за это время пара мест, куда я не рискнул сунуться, а на рамном внедорожнике проехал бы не задумываясь. Но опять таки, дело тут не в АКПП, а в низкой посадке, большой длине машины, не предназначенных для пересеченной местности покрышках. При этом те самые 95% городской езды с АКПП — это сплошные плюсы и удовольствие от вождения. Ну и потом, если Вы на механике сядете брюхом, конкретно и от души, разве она Вас спасёт без посторонней помощи? Да, механика на природе лучше. Она позволяет буксовать и елозить, выбираясь из грязи, но лучше просто в эту грязь не попадать, не так ли? Так что залог успешности загородной поездки далеко не только в коробке передач, а скорее в прокладке между рулём и сиденьем. Если Ваш будущий автомобиль не будет длинным, если у него будет высокий клиренс, то это будет ГОРАЗДО важнее, чем любая трансмиссия. АКПП вполне уместна на такой машине. По моему даже есть Рено Дастер с полным приводом и АКПП. Если выбирать между Дастером и Кашкаем, то для города Кашкай интереснее, а Дастер — проходимее (ИМХО). Единственный серьёзный недостаток АКПП в случае путешествия по пересечённой местности — повышенный расход топлива. Но и тут современные автоматические коробки передач не сильно отстают от механики. И даже надёжность современных автоматов очень неплоха, если Вы правильно и бережно их эксплуатируете. Обратите еще внимание на KIA Sportage, тоже не самая дорогая и при этом комфортная и достойная машина для семейных поездок на природу. Не сочтите за рекламу, но имея KIA и общаясь с другими владельцами современных авто этой марки, друзьями и коллегами, в основном слышу очень тёплые и довольные отзывы об этих машинах. Так чт берите автомат, не пожалеете. А если уж хочется настоящего жёсткого экстрима, то круче Нивы и УАЗа я машин не знаю. Но на 6 раз в год оно того не стоит. Уж лучше напрокат взять. Удачи!

  • Елена

    Хотелось бы услышать ваш совет.
    Весной планирую сдавать на права, сейчас учусь на механике.У меня небольшой бюджет на автомобиль. Планирую купить б/у машину не позднее 2008 года, хотелось бы уложиться тысяч до 400. Ездить планирую по Москве.
    Очень нравится Шкода Рапид. Автомат уже не по деньгам. Скорее всего этой марки хватит именно на механику, ну или выбирать другую марку модель подешевле, но с автоматом.
    Что вы рекомендуете начинающему водителю?
    Скажу так, меня механика не пугает очень сильно, но я переживаю за так называемую аварийность начинающего водителя.
    Вроде хочется в классике механику освоить (хотя, при первых занятиях по вождению проклинала механику), но переживаю, что и переключать коробку и смотреть по сторонам и соблюдать все ПДД одновременно мне, как начинающей, сложно.
    Насколько начинающему водителю небезопасно управлять механикой по сравнению с автоматом?
    Для меня безопасность на первом месте все же, чем все остальное.

  • Здравствуйте Елена! Пусть это будет не совет, а просто мнение. Советовать Вам в данной ситуации что-то сложно. Разумеется, начинающему водителю будет гораздо легче и, в определённой мере, безопаснее ездить с автоматом. Но безопасность складывается далеко не только из умения/неумения водителя управляться с механикой. Механическая коробка — это своеобразный тест на профпригодность. Если Вы справитесь с ней, то значит справитесь и с остальным. И с нашим сложным дорожным движением, и с обслуживанием машины и с, подчас непростой, долей водителя. Если хотите этот тест пройти и по настоящему научиться управлять автомобилем, то берите машину с механикой, а дальше — тщательно и постепенно учитесь. Начиная с тихих спокойных улочек и постепенно выезжая на более оживлённые магистрали. Умение управлять механикой пригодится Вам в жизни. Еще не скоро все машины поголовно станут автоматическими и роботизированными. А кто знает, может Вам придётся подменить кого-нибудь за рулём на чужой машине, подвозя, к примеру, нетрезвых друзей до дома или пользуясь служебным автотранспортом? Если уж Вы совсем боитесь и паникуете, то берите машину с автоматом попроще. Но автомат — это не панацея от сложностей управления и (не)знания ПДД. Это, в первую очередь, комфорт для уже умеющих водить автомобиль водителей. Если Вы научитесь сносно ездить на автомате то сев при случае за механику будете вынуждены учиться заново. А пересев с механики на автомат, вы наоборот, почувствуете расслабон. Для города и спокойной езды по асфальтовым дорогам я лично — сторонник «автомата» (на «роботе» никогда не приходилось ездить). Но прежде, мне пришлось 10 лет ездить на «механике». И я об этом не жалею, так как мне данные навыки потом не раз пригодились. Удачи на дорогах!

Есть что добавить? - Поделись мнением с народом!
Пожалуйста будь вежлив, не ругайся и не переходи на личности.

 

 

 

Реклама Бегун

Новенькое на сайте:

Реклама Яндекс RTB